Искусство войны: различия между версиями
Zero (обсуждение | вклад) (Новая страница: «250px|thumb|[[Сунь-цзы, Искусство войны]] {{другие значения|Искусство во...») |
Arheolog (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 7 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''«Искусство войны»''' Сунь Цзы ( дословно — «Законы войны (военные методы) почтенного (учителя) Суня»; другие названия: Трактат Учителя Суня, Сунь-цзы о военном искусстве) — самый известный древнекитайский трактат, посвящённый военной [[Военная стратегия|стратегии]] и политике. Состоит из 13 глав (пянь). Является основополагающим текстом «школы военной философии» (''бин-цзя''), главным в её каноническом Семикнижии (У цзин ци шу). | |||
'''«Искусство войны»''' | |||
== Создание == | == Создание == | ||
Традиционно авторство приписывается полулегендарному военачальнику и стратегу | Традиционно авторство приписывается полулегендарному военачальнику и стратегу Сунь Цзы (VI—V в. до н. э.). Трактат, соответственно, долгое время датировался концом VI — началом V века до н. э. (514—495, возможно, 510). Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи династии Хань (206 до н. э. — VIII век н. э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы даёт основания датировать его создание 2-ой половиной V в до н. э. (453—403). Однако, результаты ряда исследований, проведённых за последние 30 лет как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что трактат скорее всего был составлен реальным историческим лицом, полководцем Сунь Бинем, жившим в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380-325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств. | ||
Современный канонический текст был сформирован на рубеже II—III в. н. э., базовым является его официальное издание XI в. со сводным комментарием 10 авторов II—XI вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов. | Современный канонический текст был сформирован на рубеже II—III в. н. э., базовым является его официальное издание XI в. со сводным комментарием 10 авторов II—XI вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов. | ||
== Концепции == | == Концепции == | ||
Общая идеология | Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «путь обмана», обобщён в 5 принципах: | ||
* «пути» (единодушия народа и верхов), | * «пути» (единодушия народа и верхов), | ||
* «неба» (соответствия времени), | * «неба» (соответствия времени), | ||
Строка 20: | Строка 18: | ||
* постижения особенностей неба и земли, | * постижения особенностей неба и земли, | ||
* осуществимости законов и приказов, | * осуществимости законов и приказов, | ||
* силы | * силы войска, | ||
* обученности [[командир]]ов и | * обученности [[командир]]ов и солдат, | ||
* ясности наград и наказаний. | * ясности наград и наказаний. | ||
В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства | В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем. | ||
Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю. | |||
Идеальная | Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в [[военные действия]]. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию. | ||
Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и | Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну ''негуманно'' по отношению к народу. | ||
В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, [[стратегия|стратегическая]] концентрация. | В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, [[Военная стратегия|стратегическая]] концентрация. | ||
Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности | Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп. | ||
Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость | Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (''ци''). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю. | ||
== Переводы на другие языки == | == Переводы на другие языки == | ||
Строка 42: | Строка 40: | ||
Имеются современные переводы на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки. | Имеются современные переводы на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки. | ||
На | На русский язык трактаты «Сунь-цзы» и «У-цзы» были переведены в сороковые годы XX века академиком Николаем Конрадом. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* Сунь-цзы. [http://militera.lib.ru/science/sun-tszy/index.html Искусство войны] | * Сунь-цзы. [http://militera.lib.ru/science/sun-tszy/index.html Искусство войны] | ||
* [http://chugreev.ru/st-sun-czi.html Трактат «'''Искусство войны Сунь-цзы'''» и комментарии к нему] | * [http://chugreev.ru/st-sun-czi.html Трактат «'''Искусство войны Сунь-цзы'''» и комментарии к нему] | ||
[[Категория:Страйкбол и военное дело]] [[Категория:Тактика страйкбола]] [[Категория:Страйкбол игра]] | [[Категория:Страйкбол и военное дело]] [[Категория:Тактика страйкбола]] [[Категория:Страйкбол игра]] |
Текущая версия на 10:20, 5 апреля 2012
«Искусство войны» Сунь Цзы ( дословно — «Законы войны (военные методы) почтенного (учителя) Суня»; другие названия: Трактат Учителя Суня, Сунь-цзы о военном искусстве) — самый известный древнекитайский трактат, посвящённый военной стратегии и политике. Состоит из 13 глав (пянь). Является основополагающим текстом «школы военной философии» (бин-цзя), главным в её каноническом Семикнижии (У цзин ци шу).
Создание[править]
Традиционно авторство приписывается полулегендарному военачальнику и стратегу Сунь Цзы (VI—V в. до н. э.). Трактат, соответственно, долгое время датировался концом VI — началом V века до н. э. (514—495, возможно, 510). Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи династии Хань (206 до н. э. — VIII век н. э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы даёт основания датировать его создание 2-ой половиной V в до н. э. (453—403). Однако, результаты ряда исследований, проведённых за последние 30 лет как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что трактат скорее всего был составлен реальным историческим лицом, полководцем Сунь Бинем, жившим в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380-325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств.
Современный канонический текст был сформирован на рубеже II—III в. н. э., базовым является его официальное издание XI в. со сводным комментарием 10 авторов II—XI вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов.
Концепции[править]
Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:
- «пути» (единодушия народа и верхов),
- «неба» (соответствия времени),
- «земли» (соответствия месту),
- «полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью — синь и гуманностью — жэнь),
- «закона» (организованности и дисциплинированности).
Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчётов»:
- наличия у правителя дао,
- наличия у полководца способностей,
- постижения особенностей неба и земли,
- осуществимости законов и приказов,
- силы войска,
- обученности командиров и солдат,
- ясности наград и наказаний.
В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем.
Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.
Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.
Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.
В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.
Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.
Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.
Переводы на другие языки[править]
Имеются современные переводы на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки.
На русский язык трактаты «Сунь-цзы» и «У-цзы» были переведены в сороковые годы XX века академиком Николаем Конрадом.