Камуфляж и маскировка: различия между версиями

Материал из Общество Страйкбольных Команд Санкт-Петербурга
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 13 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Эхо_Войны_Страйкбол.jpg|thumb|360px|Боец в [[CCE (камуфляж)|камуфляже CCE (Франция)]] закамуфлирован и замаскирован. Для полной защиты не хватает головного убора.]]
[[Файл:Flickr_-_Israel_Defense_Forces_-_Camouflage_training_of_the_infantry_Nahal_brigade.jpg|thumb|360px|Пехота Армии Обороны Израиля в боевом раскрасе и камуфляже  [[Камуфляж Олива IDF|олива IDF]] и [[Woodland (камуфляж)|камуфляже Woodland]]. Головной убор называется [[Мицнефет|мицнефет]].]]
<metadesc>Камуфляж и маскировка</metadesc>
<metadesc>Камуфляж и маскировка</metadesc>
<keywords content="Камуфляж и маскировка" />
<keywords content="Камуфляж и маскировка" />
'''Камуфля́ж''' (фр. camouflage — «маскировка») — пятнистая маскировочная окраска, применяемая для уменьшения заметности людей, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта предмета.
'''Камуфля́ж''' (фр. camouflage — «маскировка») — пятнистая маскировочная окраска, применяемая для уменьшения заметности людей, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта предмета.


 
'''Маскировка'''  — совокупность мероприятий по уменьшению видимости своих войск неприятелю и введения неприятеля в заблуждение по поводу расположения своих оборонительных сооружений.
[[Файл:Эхо_Войны_Страйкбол.jpg|thumb|300px|Боец в [[CCE (камуфляж)|камуфляже CCE (Франция)]] закамуфлирован и замаскирован. Для полной защиты не хватает голвного убора.]]




[[Файл:Flickr_-_Israel_Defense_Forces_-_Camouflage_training_of_the_infantry_Nahal_brigade.jpg|thumb|300px|Пехота Армии Обороны Израиля в боевом раскрасе и камуфляже [[Камуфляж Олива IDF|олива IDF]]. Головной убор называется [[Мицнефет|мицнефет]].]]
== Инженерная разведка перед маскировкой ==
   
Цель инженерной разведки — получение необходимых данных для принятия правильного решения на маскировку.  


<br>
Разведка устанавливает: <br>
- Свойства и характер местности. <br>
- Расположение объекта маскировки на местности и его демаскирующие признаки. <br>
- Наличие подручных материалов и местных средств. <br>
- Условия наблюдения противника (наблюдательные пункты, просматриваемые участки и объекты). <br>
- Одновременно с производством разведки составляется расчет сил и средств на маскировку объектов. <br>


== История камуфляжа ==
Военная одежда стала шиться из ткани защитного цвета только в начале XX века. В конце XIX века британские колониальные войска в Индии переняли цвет хаки, на персидском языке означающий «цвета пыли». Форма хаки успешно показала себя на поле боя в южноафриканской войне с бурами 1899—1902 гг., потому вскоре её переняли русские и другие войска и широко использовали в течение Первой мировой войны.


== В [[военное дело|военном деле]] ==
В 1909 г. американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (''Coloration in the Animal Kingdom''). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа.
[[Файл:Indian Army T-90.jpg|thumb|Камуфляжная окраска [[танк]]а]]
<ref>[http://talks.guns.ru/forum/54/568998.html «Отец современного камуфляжа»]</ref>
[[Файл:Camouflaged-sniper.jpg|thumb|Замаскировавшийся [[снайпер]]]]
Военная одежда стала шиться из ткани [[Маскировка (военное дело)|защитного цвета]] только в начале [[XX век]]а. В конце [[XIX век]]а британские [[колонист|колониальные войска]] в Индии переняли [[Хаки (цвет)|цвет хаки]], на персидском языке означающий «цвета пыли». Форма хаки успешно показала себя на поле боя в южноафриканской [[Англо-бурская война (1899—1902)|войне с бурами 1899—1902 гг.]], потому вскоре её переняли русские и другие [[войска]] и широко использовали в течение Первой мировой войны.


В 1909 г. американский художник [[Тайер, Эббот Хэндерсон|Эббот Тайер]] выпустил книгу «Окраска в животном мире» (''Coloration in the Animal Kingdom''). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа.<ref>[http://talks.guns.ru/forum/54/568998.html «Отец современного камуфляжа»]</ref>
В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»).
 
<ref>[http://mkrf.ru/news/regions/arxiv/detail.php?id=52597 «Владимир Баранов-Россине. Художник русского авангарда»]</ref>
В 1939 году французский художник русского происхождения [[Владимир Давидович Баранов-Россине|Владимир Баранов-Россинэ]] запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»).<ref>[http://mkrf.ru/news/regions/arxiv/detail.php?id=52597 «Владимир Баранов-Россине. Художник русского авангарда»]</ref>


Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся бойцы, с учетом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчета при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все армии мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.
Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся бойцы, с учетом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчета при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все армии мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.


К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учетом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В советской армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, саперов, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зеленом.<ref>[http://waralbum.ru/wp-content/uploads/2010/07/katasonov.jpg Сержант М. Катасонов, разведчик 372-й стрелковой дивизии. 1944 г.]</ref> В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.
К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учетом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В советской армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, саперов, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зеленом.
<ref>[http://waralbum.ru/wp-content/uploads/2010/07/katasonov.jpg Сержант М. Катасонов, разведчик 372-й стрелковой дивизии. 1944 г.]</ref>  
В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.


[[Изображение:Камуфляж_Флора_02.jpg|200px|right|thumb|Камуфляж  «Флора»]]
[[Изображение:Камуфляж_Флора_02.jpg|360px|right|thumb|[[Флора (камуфляж)|Камуфляж  Флора]]]]


[[Изображение:Камуфляж_Флора_03.jpg|200px|right|thumb|Камуфляж  «Флора»]]
[[Изображение:Камуфляж_Флора_03.jpg|360px|right|thumb|[[Флора (камуфляж)|Камуфляж  Флора]]]]


После войны надобность делать камуфляжную форму почти отпала. Однако в конце пятидесятых годов двадцатого столетия в связи с военными действиями в Юго-Восточной Азии камуфляжный бум вновь имел место. Для армии США тогда сшили 43 маскировочных комплекта, среди них: «пустыня», «лес», «джунгли», «зима» и прочие.
После войны надобность делать камуфляжную форму почти отпала. Однако в конце пятидесятых годов двадцатого столетия в связи с военными действиями в Юго-Восточной Азии камуфляжный бум вновь имел место. Для армии США тогда сшили 43 маскировочных комплекта, среди них: «пустыня», «лес», «джунгли», «зима» и прочие.
Строка 34: Строка 47:
В 1984 году был создан «цифровой» камуфляж: на солдатскую форму был нанесен рисунок, похожий на конфигурацию пикселей на экране монитора. Данный рисунок делает незаметным передвижение бойцов.
В 1984 году был создан «цифровой» камуфляж: на солдатскую форму был нанесен рисунок, похожий на конфигурацию пикселей на экране монитора. Данный рисунок делает незаметным передвижение бойцов.


== В моде ==


В конце 1960-х, будучи распространённым в американских войсках, камуфляж приходит и в гражданскую одежду в качестве гражданского протеста против войн. Ношение военной формы на улицах города должно было обратить внимание населения на то, что бы они почувствовали, если бы в их городе велись боевые действия и расхаживали солдаты. Мода быстро ушла, но воскресла в 1980-х, приобретя небывалое распространение в начале 1990-х во время войны в Персидском заливе.
== История маскировки ==


Модная промышленность начала производить псевдовоенные раскраски более мягких тканей, имитировать фурнитуру под знаки отличия. Джон Гальяно, Анна Cюи, Commes des Garsons перенесли черты военной формы на выкройки юбок и платьев. Камуфляж прочно закрепился в спортивной одежде.
Маскировка является важным инструментом военной тактики и одной из главных разновидностей боевого обеспечения. Изобретение бездымного пороха в значительной степени облегчило задачу маскировки, ибо пороховой дым неизбежно обнаруживал противнику расположение войск и указывал цель, по которой надо вести пристрелку. Этим и объясняется, почему все европейские армии столь быстро перешли к бездымному пороху. С распространением скорострельных болтовых винтовок во второй половине XIX века традиционная практика передвижения войск по фронту плотными группами или сплочёнными рядами в обмундировании, сделанном для удобства наблюдения из яркого сукна вышла из практики. С распространением пулемётов и миномётов, которые могут быль легко замаскированны и в состоянии остановить продвижение неприятеля, потери среди атакующих войск стали настолько высоки, что во время Первой мировой войны боевые действия перешли в стадию окопной войны, когда продвижение войск по фронту было возможно только с огромными потерями для наступающих. Разведка с воздуха также заставила все воюющие стороны аккуратно маскировать артбатареи и тыловые военные установки. Также для отвлечения внимания противника от расположения главных сил артиллерии стали применять разнообразные демонстрации, ложные позиции и прочее для распыления его контрбатарейного огня. Но и со своей стороны стало необходимо уметь распознавать аналогичные меры, принимаемые противником.


Модная расцветка под диких животных — [[леопард]], [[зебра]] — также является одной из разновидностей камуфляжа.
== Битва при Камбре ==
 
Во время битвы при Камбре в 1917 году огромное значение при подготовке к операции имела маскировка и секретность поскольку по плану британского командования наступление у Камбре должно было застать германское командование врасплох. Танки подвозились на фронт в вечернее время, далее двигались своим ходом до линии фронта. Помимо этого англичане постоянно вели огонь из пулемётов и миномётов, чтобы заглушить рёв танковых двигателей. Все эти меры маскировки в итоге принесли свои плоды. Германское командование ничего не подозревало о готовящемся наступлении, даже несмотря на то, что незадолго до начала операции двое пленных солдат британской армии на допросе указали точную дату начала наступления у Камбре — 20 ноября.
В некоторых субкультурах, таких как [[Индастриал|риветхеды]], некоторые направления в [[готы|готике]], [[киберпанк]], [[панк]] и особенно в культуре [[сталкер]]ов одежда камуфляжной окраски является важным и необходимым элементом. Камуфляжную одежду носят в сочетании с армейскими ботинками или массивными кроссовками, кожаными перчатками-беспалками и украшениями в панк-стиле.
 
[[Файл:Marine sniper ghillie suit.JPG|thumb|250px|right|[[Снайпер]] в камуфляжном костюме]]
== Примечания ==
{{примечания}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://www.stalkershop.org/stat_22.htm Камуфляж]
* [http://www.stalkershop.org/stat_22.htm Камуфляж]
* [http://argus.airsoftryazan.ru/camouflage.html Камуфляж - теория и практика]


== См. также ==
== См. также ==
{{wiktionary|камуфляж}}
 
* [[Flecktarn]]
* [[Flecktarn (камуфляж)|Flecktarn]]
* [[Мимикрия]]
* [[Маскхалат|Маскировочный костюм]]
* [[Маскировочный костюм]]
* [[Термооптический камуфляж]]
* [[Флора (камуфляж)]]
* [[Флора (камуфляж)]]




[[Категория:Технические средства маскировки]]
[[Категория:Виды камуфляжа]][[Категория:Тактика страйкбола]] [[Категория:Страйкбол и военное дело]]
  [[Категория:Страйкбол игра]] [[Категория:Снаряжение для страйкбола]]

Текущая версия на 10:46, 13 апреля 2012

Боец в камуфляже CCE (Франция) закамуфлирован и замаскирован. Для полной защиты не хватает головного убора.
Пехота Армии Обороны Израиля в боевом раскрасе и камуфляже олива IDF и камуфляже Woodland. Головной убор называется мицнефет.

<metadesc>Камуфляж и маскировка</metadesc> <keywords content="Камуфляж и маскировка" />

Камуфля́ж (фр. camouflage — «маскировка») — пятнистая маскировочная окраска, применяемая для уменьшения заметности людей, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта предмета.

Маскировка — совокупность мероприятий по уменьшению видимости своих войск неприятелю и введения неприятеля в заблуждение по поводу расположения своих оборонительных сооружений.


Инженерная разведка перед маскировкой[править]

Цель инженерной разведки — получение необходимых данных для принятия правильного решения на маскировку.


Разведка устанавливает:
- Свойства и характер местности.
- Расположение объекта маскировки на местности и его демаскирующие признаки.
- Наличие подручных материалов и местных средств.
- Условия наблюдения противника (наблюдательные пункты, просматриваемые участки и объекты).
- Одновременно с производством разведки составляется расчет сил и средств на маскировку объектов.

История камуфляжа[править]

Военная одежда стала шиться из ткани защитного цвета только в начале XX века. В конце XIX века британские колониальные войска в Индии переняли цвет хаки, на персидском языке означающий «цвета пыли». Форма хаки успешно показала себя на поле боя в южноафриканской войне с бурами 1899—1902 гг., потому вскоре её переняли русские и другие войска и широко использовали в течение Первой мировой войны.

В 1909 г. американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа. <ref>«Отец современного камуфляжа»</ref>

В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»). <ref>«Владимир Баранов-Россине. Художник русского авангарда»</ref>

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся бойцы, с учетом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчета при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все армии мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.

К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учетом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В советской армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, саперов, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зеленом. <ref>Сержант М. Катасонов, разведчик 372-й стрелковой дивизии. 1944 г.</ref> В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.

После войны надобность делать камуфляжную форму почти отпала. Однако в конце пятидесятых годов двадцатого столетия в связи с военными действиями в Юго-Восточной Азии камуфляжный бум вновь имел место. Для армии США тогда сшили 43 маскировочных комплекта, среди них: «пустыня», «лес», «джунгли», «зима» и прочие.

Американцы использовали камуфляж до войны во Вьетнаме, существовал камуфляж «Дакхантер», используемый 2 бронетанковой дивизий при «Операция Кобра», но из за участившихся случаев огня по своим этот камуфляж был снят, в основном ограничивались прикреплением к своим каскам веточек, травы, листьев (возможно — из-за сложностей с различением во время боевых действий своих).

В 1984 году был создан «цифровой» камуфляж: на солдатскую форму был нанесен рисунок, похожий на конфигурацию пикселей на экране монитора. Данный рисунок делает незаметным передвижение бойцов.


История маскировки[править]

Маскировка является важным инструментом военной тактики и одной из главных разновидностей боевого обеспечения. Изобретение бездымного пороха в значительной степени облегчило задачу маскировки, ибо пороховой дым неизбежно обнаруживал противнику расположение войск и указывал цель, по которой надо вести пристрелку. Этим и объясняется, почему все европейские армии столь быстро перешли к бездымному пороху. С распространением скорострельных болтовых винтовок во второй половине XIX века традиционная практика передвижения войск по фронту плотными группами или сплочёнными рядами в обмундировании, сделанном для удобства наблюдения из яркого сукна вышла из практики. С распространением пулемётов и миномётов, которые могут быль легко замаскированны и в состоянии остановить продвижение неприятеля, потери среди атакующих войск стали настолько высоки, что во время Первой мировой войны боевые действия перешли в стадию окопной войны, когда продвижение войск по фронту было возможно только с огромными потерями для наступающих. Разведка с воздуха также заставила все воюющие стороны аккуратно маскировать артбатареи и тыловые военные установки. Также для отвлечения внимания противника от расположения главных сил артиллерии стали применять разнообразные демонстрации, ложные позиции и прочее для распыления его контрбатарейного огня. Но и со своей стороны стало необходимо уметь распознавать аналогичные меры, принимаемые противником.

Битва при Камбре[править]

Во время битвы при Камбре в 1917 году огромное значение при подготовке к операции имела маскировка и секретность поскольку по плану британского командования наступление у Камбре должно было застать германское командование врасплох. Танки подвозились на фронт в вечернее время, далее двигались своим ходом до линии фронта. Помимо этого англичане постоянно вели огонь из пулемётов и миномётов, чтобы заглушить рёв танковых двигателей. Все эти меры маскировки в итоге принесли свои плоды. Германское командование ничего не подозревало о готовящемся наступлении, даже несмотря на то, что незадолго до начала операции двое пленных солдат британской армии на допросе указали точную дату начала наступления у Камбре — 20 ноября.

Ссылки[править]

См. также[править]