Камуфляж и маскировка
<metadesc>Камуфляж и маскировка</metadesc> <keywords content="Камуфляж и маскировка" />
Камуфля́ж (фр. camouflage — «маскировка») — пятнистая маскировочная окраска, применяемая для уменьшения заметности людей, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта предмета.
Маскировка — совокупность мероприятий по уменьшению видимости своих войск неприятелю и введения неприятеля в заблуждение по поводу расположения своих оборонительных сооружений.
Инженерная разведка перед маскировкой
Цель инженерной разведки — получение необходимых данных для принятия правильного решения на маскировку.
Разведка устанавливает:
- Свойства и характер местности.
- Расположение объекта маскировки на местности и его демаскирующие признаки.
- Наличие подручных материалов и местных средств.
- Условия наблюдения противника (наблюдательные пункты, просматриваемые участки и объекты).
- Одновременно с производством разведки составляется расчет сил и средств на маскировку объектов.
История камуфляжа
Военная одежда стала шиться из ткани защитного цвета только в начале XX века. В конце XIX века британские колониальные войска в Индии переняли цвет хаки, на персидском языке означающий «цвета пыли». Форма хаки успешно показала себя на поле боя в южноафриканской войне с бурами 1899—1902 гг., потому вскоре её переняли русские и другие войска и широко использовали в течение Первой мировой войны.
В 1909 г. американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа. <ref>«Отец современного камуфляжа»</ref>
В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»). <ref>«Владимир Баранов-Россине. Художник русского авангарда»</ref>
Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся бойцы, с учетом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчета при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все армии мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.
К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учетом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В советской армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, саперов, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зеленом. <ref>Сержант М. Катасонов, разведчик 372-й стрелковой дивизии. 1944 г.</ref> В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.
После войны надобность делать камуфляжную форму почти отпала. Однако в конце пятидесятых годов двадцатого столетия в связи с военными действиями в Юго-Восточной Азии камуфляжный бум вновь имел место. Для армии США тогда сшили 43 маскировочных комплекта, среди них: «пустыня», «лес», «джунгли», «зима» и прочие.
Американцы использовали камуфляж до войны во Вьетнаме, существовал камуфляж «Дакхантер», используемый 2 бронетанковой дивизий при «Операция Кобра», но из за участившихся случаев огня по своим этот камуфляж был снят, в основном ограничивались прикреплением к своим каскам веточек, травы, листьев (возможно — из-за сложностей с различением во время боевых действий своих).
В 1984 году был создан «цифровой» камуфляж: на солдатскую форму был нанесен рисунок, похожий на конфигурацию пикселей на экране монитора. Данный рисунок делает незаметным передвижение бойцов.
История маскировки
Маскировка является важным инструментом военной тактики и одной из главных разновидностей боевого обеспечения. Изобретение бездымного пороха в значительной степени облегчило задачу маскировки, ибо пороховой дым неизбежно обнаруживал противнику расположение войск и указывал цель, по которой надо вести пристрелку. Этим и объясняется, почему все европейские армии столь быстро перешли к бездымному пороху. С распространением скорострельных болтовых винтовок во второй половине XIX века традиционная практика передвижения войск по фронту плотными группами или сплочёнными рядами в обмундировании, сделанном для удобства наблюдения из яркого сукна вышла из практики. С распространением пулемётов и миномётов, которые могут быль легко замаскированны и в состоянии остановить продвижение неприятеля, потери среди атакующих войск стали настолько высоки, что во время Первой мировой войны боевые действия перешли в стадию окопной войны, когда продвижение войск по фронту было возможно только с огромными потерями для наступающих. Разведка с воздуха также заставила все воюющие стороны аккуратно маскировать артбатареи и тыловые военные установки. Также для отвлечения внимания противника от расположения главных сил артиллерии стали применять разнообразные демонстрации, ложные позиции и прочее для распыления его контрбатарейного огня. Но и со своей стороны стало необходимо уметь распознавать аналогичные меры, принимаемые противником.
Битва при Камбре
Во время битвы при Камбре в 1917 году огромное значение при подготовке к операции имела маскировка и секретность поскольку по плану британского командования наступление у Камбре должно было застать германское командование врасплох. Танки подвозились на фронт в вечернее время, далее двигались своим ходом до линии фронта. Помимо этого англичане постоянно вели огонь из пулемётов и миномётов, чтобы заглушить рёв танковых двигателей. Все эти меры маскировки в итоге принесли свои плоды. Германское командование ничего не подозревало о готовящемся наступлении, даже несмотря на то, что незадолго до начала операции двое пленных солдат британской армии на допросе указали точную дату начала наступления у Камбре — 20 ноября.