Кубанская этажерка
«Кубанская этажерка» — боевой порядок самолётов-истребителей, применявшийся советской истребительной авиацией во время Великой Отечественной войны.
Наименование «кубанская» связано с широким применением данного приёма весной-летом 1943 года во время воздушных сражений на Кубани, которые сопровождали наземное наступление советских войск на так называемую «Голубую линию» немецкой обороны.
Авторство
Во многих источниках авторство данного приёма приписывается лётчику-истребителю Александру Покрышкину. Однако ни в одной из опубликованных работ самого Александра Ивановича он напрямую не называет себя автором:
Из приведённых цитат можно скорее сделать вывод о рождении и применении данного приёма как результата некоего «коллективного творчества» нескольких лётчиков. В настоящее время вряд ли представляется возможным со стопроцентной уверенностью установить, кто именно, кроме непосредственно Покрышкина, участвовал в разработке данного приёма.
В деле же совершенствования и популяризации новых боевых приёмов, в том числе и «кубанской этажерки» заслуга Покрышкина несомненна.
Описание
Покрышкин описывает этажерку так:
Важно было и то, что «этажерка» пар должна была быть сдвинута в сторону от солнца.
«Изюминкой» приёма является то, что данный порядок истребителей был применим как до начала боя, так как обеспечивал эффективный поиск воздушного противника и безопасное маневрирование за счет разомкнутого боевого порядка, так и в начале воздушного боя с истребителями противника. Одним из стандартных методов выхода из под удара для немецких истребителей являлся резкий набор высоты «горкой» в случае опасности и за счет этого отрыв от преследователей. Но так как первую атаку производила нижняя пара советских истребителей в «этажерке», то при отрыве энергичной «горкой» вверх немецкие истребители теряли скорость и при атаке следующей пары «этажерки» оказывались в невыгодном положении. Советские истребители из последующих атакующих пар напротив, заблаговременно занимали более высокий эшелон высоты и поэтому имели запас скорости и выгодные условия для результативной атаки.
Особенности применения и совершенствование приёма
В своей неоконченной и опубликованной после смерти автора книге <ref>Покрышкин А. И. Тактика истребительной авиации. Новосибирск: Изд. дом «Сибирская горница», 1999, 392 с, ил. ISBN-5-900152-14-6."</ref>, Покрышкин отдельно оговаривает, что при применении тактических приёмов необходимо учитывать уровень подготовки лётного состава: «Для летчиков, имеющих небольшой боевой опыт, нельзя было устанавливать очень разомкнутые построения в боевом порядке, допустимые для опытных воздушных бойцов, которым, подчас, чувство „локтя товарища“ снижало инициативу, маневренность и внезапность удара».
«Наличие же на самолетах хорошей радиосвязи между самолетами и самолетов со станциями наведения позволяло строить более разомкнутые боевые порядки, эшелонируя пары самолетов в группе по высоте, так как при наличии хорошей радиосвязи, заменяющей зрительную связь, обеспечивается управление без эволюции самолетов.
Летно-тактические данные самолетов-истребителей оказывали влияние на построение боевого порядка. Скоростные самолеты, обладавшие высокой вертикальной маневренностью, позволяли строить боевой порядок с большим превышением эшелонов одного над другим. Боевой порядок истребителей зависел от летно-тактических данных авиации, с которой взаимодействовали истребители, также от ее боевых порядков.»
Несмотря на выработанную общую концепцию, прием совершенствовался по мере своего внедрения в боевую практику:
Мнение немецкой стороны
Немецкий генерал люфтваффе Вальтер Швабедиссен в своем историческом исследовании для ВВС США изданом в 1960 году писал со ссылкой на майора Bruno Meyer:
В 1943 г. на кубанском плацдарме русские истребители впервые применили специальный тактический прием, названный «кубанская этажерка» (в оригинале — «кубанский эскалатор». — Ред.), суть которого состоял в том, что русские истребители были распределены по разным высотам барражирования над полем боя.
Никаких выдающихся успехов этот метод не принес, так как был весьма неудобен с тактической точки зрения, требовал концентрации сил в одном месте, в то время как в другом истребительное прикрытие отсутствовало.<ref>Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг. — Мн.: Харвест, 2001</ref>
Необходимо отметить что в действительности тезис о «концентрации сил в одном месте» не точен, так как для составления «этажерки» минимально требуется всего две пары истребителей. Вместе с тем Покрышкин считал вылет в составе большой группы (не менее 8 самолётов но и не более 12) не недостатком, а фактором, обеспечивающим как успех выполнения задачи прикрытия своих войск от действий крупных сил вражеских бомбардировщиков, так и нанесение максимального урона противнику.
Однако имеются свидетельства о применении элементов этажерки самими немцами, но, как ни странно, не истребителями, а бомбардировщиками. В своих воспоминаниях об этом пишет прославленный истребитель Иван Кожедуб. <ref>Кожедуб И. Три сражения. — М.: Воениздат НКО СССР, 1945. — 40 с. Подписано к печати 23.7.45</ref> Постоянный ведомый Покрышкина, Григорий Голубев также писал: