Кубанская этажерка: различия между версиями

Материал из Общество Страйкбольных Команд Санкт-Петербурга
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «'''«Кубанская этажерка»''' — боевой порядок самолётов-истребителей, применявшийся совет...»)
 
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''«Кубанская этажерка»''' — [[боевой порядок]] самолётов-истребителей, применявшийся советской [[истребительная авиация|истребительной авиацией]] во время [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]].
'''«Кубанская этажерка»''' — [[боевой порядок]] самолётов-истребителей, применявшийся советской истребительной авиацией во время Великой Отечественной войны.


Наименование «кубанская» связано с широким применением данного приёма весной-летом [[1943 год]]а во время [[Воздушные сражения на Кубани (1943)|воздушных сражений на Кубани]], которые сопровождали наземное наступление советских войск на так называемую «[[Голубая линия|Голубую линию]]» немецкой обороны.
Наименование «кубанская» связано с широким применением данного приёма весной-летом 1943 года во время воздушных сражений на Кубани, которые сопровождали наземное наступление советских войск на так называемую «Голубую линию» немецкой обороны.


== Авторство ==
== Авторство ==


Во многих источниках авторство данного приёма приписывается лётчику-истребителю [[Покрышкин, Александр Иванович|Александру Покрышкину]]. Однако ни в одной из опубликованных работ самого Александра Ивановича он напрямую не называет себя автором:
Во многих источниках авторство данного приёма приписывается лётчику-истребителю Александру Покрышкину. Однако ни в одной из опубликованных работ самого Александра Ивановича он напрямую не называет себя автором:


{{цитата|В этом первом вылете я применил все то, что выносил в мыслях и в душе за многие дни и ночи раздумий. Строй нашей группы не был похож ни на один из тех, которым пользовались мы до сих пор. Это была "этажерка" пар, сдвинутая в сторону от солнца, с превышением одной пары над другой на сотни метров.<ref> А. Покрышкин [http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin2/index.html «Небо войны»] — М.: Воениздат</ref>}}
В этом первом вылете я применил все то, что выносил в мыслях и в душе за многие дни и ночи раздумий. Строй нашей группы не был похож ни на один из тех, которым пользовались мы до сих пор. Это была "этажерка" пар, сдвинутая в сторону от солнца, с превышением одной пары над другой на сотни метров.<ref> А. Покрышкин [http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin2/index.html «Небо войны»] — М.: Воениздат


{{цитата|Один из впервые тогда применённых нами боевых порядков [[Дзусов, Ибрагим Магометович|Дзусов]] метко назвал «этажеркой». Это было ступенчатое, эшелонированное в высоту и достаточно широкое по фронту построение значительной группы самолётов. Каждая ступенька «этажерки» выполняла свою, строго определённую роль. В целом же она являла собой грозное для противника боевое построение советских истребителей. Если вражеским самолётам и удавалось уйти из-под удара одной ступеньки «этажерки», они немедленно подпадали под убийственный огонь другой, затем третьей.<ref>А. Покрышкин [http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin_ai3/index.html «Крылья истребителя» — М.: Воениздат, 1948]</ref>}}
Один из впервые тогда применённых нами боевых порядков Ибрагим Магометович Дзусов метко назвал «этажеркой». Это было ступенчатое, эшелонированное в высоту и достаточно широкое по фронту построение значительной группы самолётов. Каждая ступенька «этажерки» выполняла свою, строго определённую роль. В целом же она являла собой грозное для противника боевое построение советских истребителей. Если вражеским самолётам и удавалось уйти из-под удара одной ступеньки «этажерки», они немедленно подпадали под убийственный огонь другой, затем третьей.<ref>А. Покрышкин [http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin_ai3/index.html «Крылья истребителя» — М.: Воениздат, 1948]


Из приведённых цитат можно скорее сделать вывод о рождении и применении данного приёма как результата некоего «коллективного творчества» нескольких лётчиков. В настоящее время вряд ли представляется возможным со стопроцентной уверенностью установить, кто именно, кроме непосредственно Покрышкина, участвовал в разработке данного приёма.
Из приведённых цитат можно скорее сделать вывод о рождении и применении данного приёма как результата некоего «коллективного творчества» нескольких лётчиков. В настоящее время вряд ли представляется возможным со стопроцентной уверенностью установить, кто именно, кроме непосредственно Покрышкина, участвовал в разработке данного приёма.
Строка 18: Строка 18:


Покрышкин описывает этажерку так:
Покрышкин описывает этажерку так:
 
...боевой порядок "этажерка" держали в этом полёте первый экзамен. Боевой порядок группы, с рассредоточением пар по фронту и высоте, был схож со ступеньками крыльца, уходящего от ведущей пары в сторону и вверх. Такое построение группы обеспечивало большое пространство для поиска цели. В то же время затрудняло обнаружение противником группы. Размыкание пар по фронту и высоте не сковывало лётчиков, предотвращало от столкновения в воздухе самолётов, в то же время позволяло уделять больше внимания круговому поиску.
{{цитата|...боевой порядок "этажерка" держали в этом полёте первый экзамен. Боевой порядок группы, с рассредоточением пар по фронту и высоте, был схож со ступеньками крыльца, уходящего от ведущей пары в сторону и вверх. Такое построение группы обеспечивало большое пространство для поиска цели. В то же время затрудняло обнаружение противником группы. Размыкание пар по фронту и высоте не сковывало лётчиков, предотвращало от столкновения в воздухе самолётов, в то же время позволяло уделять больше внимания круговому поиску.


Теперь не надо было каждому лётчику постоянно следить за задней полусферой. Взаимный поиск пар позволял на большом удалении обнаруживать противника и предотвращать атаки с задней полусферы.
Теперь не надо было каждому лётчику постоянно следить за задней полусферой. Взаимный поиск пар позволял на большом удалении обнаруживать противника и предотвращать атаки с задней полусферы.


Манёвренность пар и всей группы была так же высока, как и одиночного самолёта. А это очень важно для стремительности выполнения атак нашими истребителями и срыва вражеских.<ref name="ПСВБ">А. Покрышкин [http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/index.html «Познать себя в бою» — М.: ДОСААФ, 1986]</ref>}}
Манёвренность пар и всей группы была так же высока, как и одиночного самолёта. А это очень важно для стремительности выполнения атак нашими истребителями и срыва вражеских.<ref name="ПСВБ">А. Покрышкин [http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/index.html «Познать себя в бою» — М.: ДОСААФ, 1986]


Важно было и то, что «этажерка» пар должна была быть сдвинута в сторону от солнца.
Важно было и то, что «этажерка» пар должна была быть сдвинута в сторону от солнца.


«Изюминкой» приёма является то, что данный порядок истребителей был применим как до начала боя, так как обеспечивал эффективный поиск воздушного противника и безопасное маневрирование за счет разомкнутого боевого порядка, так и в начале воздушного боя с истребителями противника. Одним из стандартных методов выхода из под удара для немецких истребителей являлся резкий набор высоты «[[Горка (пилотаж)|горкой]]» в случае опасности и за счет этого отрыв от преследователей. Но так как первую атаку производила нижняя пара советских истребителей в «этажерке», то при отрыве энергичной «горкой» вверх немецкие истребители теряли скорость и при атаке следующей пары «этажерки» оказывались в невыгодном положении. Советские истребители из последующих атакующих пар напротив, заблаговременно занимали более высокий эшелон высоты и поэтому имели запас скорости и выгодные условия для результативной атаки.
«Изюминкой» приёма является то, что данный порядок истребителей был применим как до начала боя, так как обеспечивал эффективный поиск воздушного противника и безопасное маневрирование за счет разомкнутого боевого порядка, так и в начале воздушного боя с истребителями противника. Одним из стандартных методов выхода из под удара для немецких истребителей являлся резкий набор высоты «горкой» в случае опасности и за счет этого отрыв от преследователей. Но так как первую атаку производила нижняя пара советских истребителей в «этажерке», то при отрыве энергичной «горкой» вверх немецкие истребители теряли скорость и при атаке следующей пары «этажерки» оказывались в невыгодном положении. Советские истребители из последующих атакующих пар напротив, заблаговременно занимали более высокий эшелон высоты и поэтому имели запас скорости и выгодные условия для результативной атаки.


== Особенности применения и совершенствование приёма ==
== Особенности применения и совершенствование приёма ==


В своей неоконченной и опубликованной после смерти автора книге <ref>Покрышкин А. И. Тактика истребительной авиации. Новосибирск: Изд. дом «Сибирская горница», 1999, 392 с, ил. ISBN-5-900152-14-6."</ref>, Покрышкин отдельно оговаривает, что при применении тактических приёмов необходимо учитывать уровень подготовки лётного состава: «Для летчиков, имеющих небольшой боевой опыт, нельзя было устанавливать очень разомкнутые построения в боевом порядке, допустимые для опытных воздушных бойцов, которым, подчас, чувство „локтя товарища“ снижало инициативу, маневренность и внезапность удара».
В своей неоконченной и опубликованной после смерти автора книге <ref>Покрышкин А. И. Тактика истребительной авиации. Новосибирск: Изд. дом «Сибирская горница», 1999, 392 с, ил. ISBN-5-900152-14-6."
</ref>, Покрышкин отдельно оговаривает, что при применении тактических приёмов необходимо учитывать уровень подготовки лётного состава: «Для летчиков, имеющих небольшой боевой опыт, нельзя было устанавливать очень разомкнутые построения в боевом порядке, допустимые для опытных воздушных бойцов, которым, подчас, чувство „локтя товарища“ снижало инициативу, маневренность и внезапность удара».


«''Наличие же на самолетах хорошей радиосвязи между самолетами и самолетов со станциями наведения позволяло строить более разомкнутые боевые порядки, эшелонируя пары самолетов в группе по высоте, так как при наличии хорошей радиосвязи, заменяющей зрительную связь, обеспечивается управление без эволюции самолетов.
«''Наличие же на самолетах хорошей радиосвязи между самолетами и самолетов со станциями наведения позволяло строить более разомкнутые боевые порядки, эшелонируя пары самолетов в группе по высоте, так как при наличии хорошей радиосвязи, заменяющей зрительную связь, обеспечивается управление без эволюции самолетов.
Строка 41: Строка 41:
Несмотря на выработанную общую концепцию, прием совершенствовался по мере своего внедрения в боевую практику:
Несмотря на выработанную общую концепцию, прием совершенствовался по мере своего внедрения в боевую практику:


{{цитата|Некоторые разработанные положения скоростного патрулирования, построения "этажерки" и поиска противника ещё не в полной мере удовлетворяли меня. Необходимо было доработать приёмы патрулирования и поиска противника при разных положениях солнца относительно линии фронта, на вероятных маршрутах подлёта авиации противника. Понимал, что всё это ещё придётся обдумать, отработать на земле.<ref name="ПСВБ"/>}}
Некоторые разработанные положения скоростного патрулирования, построения "этажерки" и поиска противника ещё не в полной мере удовлетворяли меня. Необходимо было доработать приёмы патрулирования и поиска противника при разных положениях солнца относительно линии фронта, на вероятных маршрутах подлёта авиации противника. Понимал, что всё это ещё придётся обдумать, отработать на земле.


== Мнение немецкой стороны ==
== Мнение немецкой стороны ==


Немецкий генерал [[люфтваффе]] Вальтер Швабедиссен в своем историческом исследовании для [[Военно-воздушные силы США|ВВС США]] изданом в 1960 году писал со ссылкой на майора [[:nl:Bruno Meyer|Bruno Meyer]]:
Немецкий генерал люфтваффе Вальтер Швабедиссен в своем историческом исследовании для ВВС США изданом в 1960 году писал со ссылкой на майора Bruno Meyer:
 
{{начало цитаты}}


В 1943 г. на кубанском плацдарме русские истребители впервые применили специальный тактический прием, названный «кубанская этажерка» (в оригинале — «кубанский эскалатор». — Ред.), суть которого состоял в том, что русские истребители были распределены по разным высотам барражирования над полем боя.  
В 1943 г. на кубанском плацдарме русские истребители впервые применили специальный тактический прием, названный «кубанская этажерка» (в оригинале — «кубанский эскалатор». — Ред.), суть которого состоял в том, что русские истребители были распределены по разным высотам барражирования над полем боя.  


Никаких выдающихся успехов этот метод не принес, так как был весьма неудобен с тактической точки зрения, требовал концентрации сил в одном месте, в то время как в другом истребительное прикрытие отсутствовало.<ref>Швабедиссен В. [http://militera.lib.ru/h/schwabedissen/index.html Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг.] — Мн.: Харвест, 2001</ref>
"Никаких выдающихся успехов этот метод не принес, так как был весьма неудобен с тактической точки зрения, требовал концентрации сил в одном месте, в то время как в другом истребительное прикрытие отсутствовало."
 
{{oq|en|A special method of fighter operations was observed in the Kuban bridgehead in 1943. This method was designated "Kuban escalator" by the Germans; it consisted of Russian fighter units being committed in large formations at different altitudes. No outstanding  success was scored by this method which had disadvantage that the  simultaneous commitment of almost all fighter units resulted in the absence of fighter cover at other times.<ref>The Russian Air Force in the Eyes of the German Commanders, by Walter Schwabedissen, edited by Edward P. Kennedy (1960). 434 pages.</ref> }}
{{конец цитаты}}


Необходимо отметить что в действительности тезис о «концентрации сил в одном месте» не точен, так как для составления «этажерки» минимально требуется всего две пары истребителей. Вместе с тем Покрышкин считал вылет в составе большой группы (не менее 8 самолётов но и не более 12) не недостатком, а фактором, обеспечивающим как успех выполнения задачи прикрытия своих войск от действий крупных сил вражеских бомбардировщиков, так и нанесение максимального урона противнику.
Необходимо отметить что в действительности тезис о «концентрации сил в одном месте» не точен, так как для составления «этажерки» минимально требуется всего две пары истребителей. Вместе с тем Покрышкин считал вылет в составе большой группы (не менее 8 самолётов но и не более 12) не недостатком, а фактором, обеспечивающим как успех выполнения задачи прикрытия своих войск от действий крупных сил вражеских бомбардировщиков, так и нанесение максимального урона противнику.


Однако имеются свидетельства о применении элементов этажерки самими немцами, но, как ни странно, не истребителями, а бомбардировщиками. В своих воспоминаниях об этом пишет прославленный истребитель [[Кожедуб, Иван Никитович|Иван Кожедуб]]. <ref>Кожедуб И. Три сражения. — М.: Воениздат НКО СССР, 1945. — 40 с. Подписано к печати 23.7.45</ref> Постоянный ведомый Покрышкина, [[Голубев Георгий Гордеевич|Григорий Голубев]] также писал:
Однако имеются свидетельства о применении элементов этажерки самими немцами, но, как ни странно, не истребителями, а бомбардировщиками. В своих воспоминаниях об этом пишет прославленный истребитель Иван Кожедуб.
Постоянный ведомый Покрышкина, Григорий Голубев также писал:


{{цитата|Через некоторое время подходили вражеские бомбардировщики. Мы заметили, что их боевой порядок построен по типу нашей кубанской "этажерки", разработанной и примененной Покрышкиным. Выходит, противник стал перенимать нашу тактику. Уже в ходе боев мы перестраивались на новые методы борьбы, применяли контрприёмы. <ref>Голубев Г. Г. [http://militera.lib.ru/memo/russian/golubev-gg/ В паре с «сотым»] — М.: Воениздат</ref>}}
"Через некоторое время подходили вражеские бомбардировщики. Мы заметили, что их боевой порядок построен по типу нашей кубанской "этажерки", разработанной и примененной Покрышкиным. Выходит, противник стал перенимать нашу тактику. Уже в ходе боев мы перестраивались на новые методы борьбы, применяли контрприёмы."


== Ссылки ==
== Ссылки ==

Текущая версия на 12:46, 6 апреля 2012

«Кубанская этажерка»боевой порядок самолётов-истребителей, применявшийся советской истребительной авиацией во время Великой Отечественной войны.

Наименование «кубанская» связано с широким применением данного приёма весной-летом 1943 года во время воздушных сражений на Кубани, которые сопровождали наземное наступление советских войск на так называемую «Голубую линию» немецкой обороны.

Авторство[править]

Во многих источниках авторство данного приёма приписывается лётчику-истребителю Александру Покрышкину. Однако ни в одной из опубликованных работ самого Александра Ивановича он напрямую не называет себя автором:

В этом первом вылете я применил все то, что выносил в мыслях и в душе за многие дни и ночи раздумий. Строй нашей группы не был похож ни на один из тех, которым пользовались мы до сих пор. Это была "этажерка" пар, сдвинутая в сторону от солнца, с превышением одной пары над другой на сотни метров.<ref> А. Покрышкин «Небо войны» — М.: Воениздат

Один из впервые тогда применённых нами боевых порядков Ибрагим Магометович Дзусов метко назвал «этажеркой». Это было ступенчатое, эшелонированное в высоту и достаточно широкое по фронту построение значительной группы самолётов. Каждая ступенька «этажерки» выполняла свою, строго определённую роль. В целом же она являла собой грозное для противника боевое построение советских истребителей. Если вражеским самолётам и удавалось уйти из-под удара одной ступеньки «этажерки», они немедленно подпадали под убийственный огонь другой, затем третьей.<ref>А. Покрышкин «Крылья истребителя» — М.: Воениздат, 1948

Из приведённых цитат можно скорее сделать вывод о рождении и применении данного приёма как результата некоего «коллективного творчества» нескольких лётчиков. В настоящее время вряд ли представляется возможным со стопроцентной уверенностью установить, кто именно, кроме непосредственно Покрышкина, участвовал в разработке данного приёма.

В деле же совершенствования и популяризации новых боевых приёмов, в том числе и «кубанской этажерки» заслуга Покрышкина несомненна.

Описание[править]

Покрышкин описывает этажерку так: ...боевой порядок "этажерка" держали в этом полёте первый экзамен. Боевой порядок группы, с рассредоточением пар по фронту и высоте, был схож со ступеньками крыльца, уходящего от ведущей пары в сторону и вверх. Такое построение группы обеспечивало большое пространство для поиска цели. В то же время затрудняло обнаружение противником группы. Размыкание пар по фронту и высоте не сковывало лётчиков, предотвращало от столкновения в воздухе самолётов, в то же время позволяло уделять больше внимания круговому поиску.

Теперь не надо было каждому лётчику постоянно следить за задней полусферой. Взаимный поиск пар позволял на большом удалении обнаруживать противника и предотвращать атаки с задней полусферы.

Манёвренность пар и всей группы была так же высока, как и одиночного самолёта. А это очень важно для стремительности выполнения атак нашими истребителями и срыва вражеских.<ref name="ПСВБ">А. Покрышкин «Познать себя в бою» — М.: ДОСААФ, 1986

Важно было и то, что «этажерка» пар должна была быть сдвинута в сторону от солнца.

«Изюминкой» приёма является то, что данный порядок истребителей был применим как до начала боя, так как обеспечивал эффективный поиск воздушного противника и безопасное маневрирование за счет разомкнутого боевого порядка, так и в начале воздушного боя с истребителями противника. Одним из стандартных методов выхода из под удара для немецких истребителей являлся резкий набор высоты «горкой» в случае опасности и за счет этого отрыв от преследователей. Но так как первую атаку производила нижняя пара советских истребителей в «этажерке», то при отрыве энергичной «горкой» вверх немецкие истребители теряли скорость и при атаке следующей пары «этажерки» оказывались в невыгодном положении. Советские истребители из последующих атакующих пар напротив, заблаговременно занимали более высокий эшелон высоты и поэтому имели запас скорости и выгодные условия для результативной атаки.

Особенности применения и совершенствование приёма[править]

В своей неоконченной и опубликованной после смерти автора книге <ref>Покрышкин А. И. Тактика истребительной авиации. Новосибирск: Изд. дом «Сибирская горница», 1999, 392 с, ил. ISBN-5-900152-14-6." </ref>, Покрышкин отдельно оговаривает, что при применении тактических приёмов необходимо учитывать уровень подготовки лётного состава: «Для летчиков, имеющих небольшой боевой опыт, нельзя было устанавливать очень разомкнутые построения в боевом порядке, допустимые для опытных воздушных бойцов, которым, подчас, чувство „локтя товарища“ снижало инициативу, маневренность и внезапность удара».

«Наличие же на самолетах хорошей радиосвязи между самолетами и самолетов со станциями наведения позволяло строить более разомкнутые боевые порядки, эшелонируя пары самолетов в группе по высоте, так как при наличии хорошей радиосвязи, заменяющей зрительную связь, обеспечивается управление без эволюции самолетов.

Летно-тактические данные самолетов-истребителей оказывали влияние на построение боевого порядка. Скоростные самолеты, обладавшие высокой вертикальной маневренностью, позволяли строить боевой порядок с большим превышением эшелонов одного над другим. Боевой порядок истребителей зависел от летно-тактических данных авиации, с которой взаимодействовали истребители, также от ее боевых порядков.»

Несмотря на выработанную общую концепцию, прием совершенствовался по мере своего внедрения в боевую практику:

Некоторые разработанные положения скоростного патрулирования, построения "этажерки" и поиска противника ещё не в полной мере удовлетворяли меня. Необходимо было доработать приёмы патрулирования и поиска противника при разных положениях солнца относительно линии фронта, на вероятных маршрутах подлёта авиации противника. Понимал, что всё это ещё придётся обдумать, отработать на земле.

Мнение немецкой стороны[править]

Немецкий генерал люфтваффе Вальтер Швабедиссен в своем историческом исследовании для ВВС США изданом в 1960 году писал со ссылкой на майора Bruno Meyer:

В 1943 г. на кубанском плацдарме русские истребители впервые применили специальный тактический прием, названный «кубанская этажерка» (в оригинале — «кубанский эскалатор». — Ред.), суть которого состоял в том, что русские истребители были распределены по разным высотам барражирования над полем боя.

"Никаких выдающихся успехов этот метод не принес, так как был весьма неудобен с тактической точки зрения, требовал концентрации сил в одном месте, в то время как в другом истребительное прикрытие отсутствовало."

Необходимо отметить что в действительности тезис о «концентрации сил в одном месте» не точен, так как для составления «этажерки» минимально требуется всего две пары истребителей. Вместе с тем Покрышкин считал вылет в составе большой группы (не менее 8 самолётов но и не более 12) не недостатком, а фактором, обеспечивающим как успех выполнения задачи прикрытия своих войск от действий крупных сил вражеских бомбардировщиков, так и нанесение максимального урона противнику.

Однако имеются свидетельства о применении элементов этажерки самими немцами, но, как ни странно, не истребителями, а бомбардировщиками. В своих воспоминаниях об этом пишет прославленный истребитель Иван Кожедуб. Постоянный ведомый Покрышкина, Григорий Голубев также писал:

"Через некоторое время подходили вражеские бомбардировщики. Мы заметили, что их боевой порядок построен по типу нашей кубанской "этажерки", разработанной и примененной Покрышкиным. Выходит, противник стал перенимать нашу тактику. Уже в ходе боев мы перестраивались на новые методы борьбы, применяли контрприёмы."

Ссылки[править]