Искусство войны: различия между версиями

Материал из Общество Страйкбольных Команд Санкт-Петербурга
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «250px|thumb|[[Сунь-цзы, Искусство войны]] {{другие значения|Искусство во...»)
 
 
(не показано 7 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:The Art of War Running Press.jpg|250px|thumb|[[Сунь-цзы]], Искусство войны]]
'''«Искусство войны»''' Сунь Цзы ( дословно — «Законы войны (военные методы) почтенного (учителя) Суня»; другие названия: Трактат Учителя Суня, Сунь-цзы о военном искусстве) — самый известный древнекитайский трактат, посвящённый военной [[Военная стратегия|стратегии]] и политике. Состоит из 13 глав (пянь). Является основополагающим текстом «школы военной философии» (''бин-цзя''), главным в её каноническом Семикнижии (У цзин ци шу).
{{другие значения|Искусство войны (значения)}}
'''«Искусство войны»''' [[Сунь Цзы]] ({{lang-zh-тупр|孫子兵法|孙子兵法|Sūn Zǐ bīng fǎ|Сунь-цзы бинфа}}, дословно — «Законы войны (военные методы) почтенного (учителя) Суня»; другие названия: Трактат Учителя Суня, Сунь-цзы о военном искусстве) — самый известный [[древний Китай|древнекитайский]] трактат, посвящённый военной [[стратегия|стратегии]] и [[политика|политике]]. Состоит из 13 глав ([[пянь]]). Является основополагающим текстом «школы военной философии» (''бин-цзя''), главным в её каноническом Семикнижии (У цзин ци шу).


== Создание ==
== Создание ==
Традиционно авторство приписывается полулегендарному военачальнику и стратегу [[Сунь Цзы]] (VI—V в. до н. э.). Трактат, соответственно, долгое время датировался концом VI — началом V века до н. э. (514—495, возможно, 510). Найденный в [[1972]] в захоронении начала эпохи [[Хань (династия)|Хань]] (206 до н. э. — VIII век н. э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы даёт основания датировать его создание 2-ой половиной V в до н. э. (453—403). Однако, результаты ряда исследований, проведённых за последние 30 лет как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что трактат скорее всего был составлен реальным историческим лицом, полководцем [[Сунь Бинь|Сунь Бинем]], жившим в [[Ци (царство)|Царстве Ци]] в IV веке до н. э. (приблизительно 380-325 годы до н. э.) в [[период Сражающихся царств]].<ref>''The Art of War, Sun Zi's Military Methods'', Translated by Victor H. Meir, Columbia University Press, 2007 ISBN 978-0-231-13383-8, ''Introduction'' стр. 14</ref>
Традиционно авторство приписывается полулегендарному военачальнику и стратегу Сунь Цзы (VI—V в. до н. э.). Трактат, соответственно, долгое время датировался концом VI — началом V века до н. э. (514—495, возможно, 510). Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи династии Хань (206 до н. э. — VIII век н. э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы даёт основания датировать его создание 2-ой половиной V в до н. э. (453—403). Однако, результаты ряда исследований, проведённых за последние 30 лет как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что трактат скорее всего был составлен реальным историческим лицом, полководцем Сунь Бинем, жившим в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380-325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств.


Современный канонический текст был сформирован на рубеже II—III в. н. э., базовым является его официальное издание XI в. со сводным комментарием 10 авторов II—XI вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов.
Современный канонический текст был сформирован на рубеже II—III в. н. э., базовым является его официальное издание XI в. со сводным комментарием 10 авторов II—XI вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов.


== Концепции ==
== Концепции ==
Общая идеология [[Сунь-цзы]] совмещает в себе [[конфуцианство|конфуцианские]] устои поддержания социального [[гомеостазис]]а с даосской диалектикой вселенского [[Дао]], космическим циклизмом школы [[Инь и ян|инь-ян]], [[Легизм|легистской]] «политологией» и управленческим прагматизмом [[Моизм|моистов]]. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:
Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:
* «пути» (единодушия народа и верхов),
* «пути» (единодушия народа и верхов),
* «неба» (соответствия времени),
* «неба» (соответствия времени),
Строка 20: Строка 18:
* постижения особенностей неба и земли,
* постижения особенностей неба и земли,
* осуществимости законов и приказов,
* осуществимости законов и приказов,
* силы [[войска]],
* силы войска,
* обученности [[командир]]ов и [[солдат]],
* обученности [[командир]]ов и солдат,
* ясности наград и наказаний.
* ясности наград и наказаний.


В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства [[стратагема|стратагем]].
В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем.


[[Война]] у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с [[дипломатия|дипломатии]] и [[мобилизация|мобилизации]], и заканчивая [[шпионаж]]ем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было [[лояльность|лояльным]] к правителю.
Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.


Идеальная [[победа]] — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в [[военные действия]]. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.
Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в [[военные действия]]. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.


Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и [[мобильность|мобильной]]. Затягивать войну ''негуманно'' по отношению к народу.
Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну ''негуманно'' по отношению к народу.


В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, [[стратегия|стратегическая]] концентрация.
В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, [[Военная стратегия|стратегическая]] концентрация.


Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности [[шпионаж|шпионов]] обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.
Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.


Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость [[дисциплина|дисциплины]] в войсках и поддержания духа (''ци''). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где [[армия]] теряет волю.
Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (''ци''). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.


== Переводы на другие языки ==
== Переводы на другие языки ==
Строка 42: Строка 40:
Имеются современные переводы на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки.
Имеются современные переводы на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки.


На [[русский язык]] трактаты «Сунь-цзы» и «[[У-цзы]]» были переведены в сороковые годы XX века [[академик]]ом [[Конрад, Николай Иосифович|Николаем Конрадом]].
На русский язык трактаты «Сунь-цзы» и «У-цзы» были переведены в сороковые годы XX века академиком Николаем Конрадом.
 


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* Сунь-цзы. [http://militera.lib.ru/science/sun-tszy/index.html Искусство войны]
* Сунь-цзы. [http://militera.lib.ru/science/sun-tszy/index.html Искусство войны]
* [http://chugreev.ru/st-sun-czi.html Трактат «'''Искусство войны Сунь-цзы'''» и комментарии к нему]
* [http://chugreev.ru/st-sun-czi.html Трактат «'''Искусство войны Сунь-цзы'''» и комментарии к нему]
{{Китайские военные трактаты}}


[[Категория:Страйкбол и военное дело]] [[Категория:Тактика страйкбола]] [[Категория:Страйкбол игра]]
[[Категория:Страйкбол и военное дело]] [[Категория:Тактика страйкбола]] [[Категория:Страйкбол игра]]

Текущая версия на 10:20, 5 апреля 2012

«Искусство войны» Сунь Цзы ( дословно — «Законы войны (военные методы) почтенного (учителя) Суня»; другие названия: Трактат Учителя Суня, Сунь-цзы о военном искусстве) — самый известный древнекитайский трактат, посвящённый военной стратегии и политике. Состоит из 13 глав (пянь). Является основополагающим текстом «школы военной философии» (бин-цзя), главным в её каноническом Семикнижии (У цзин ци шу).

Создание[править]

Традиционно авторство приписывается полулегендарному военачальнику и стратегу Сунь Цзы (VI—V в. до н. э.). Трактат, соответственно, долгое время датировался концом VI — началом V века до н. э. (514—495, возможно, 510). Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи династии Хань (206 до н. э. — VIII век н. э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы даёт основания датировать его создание 2-ой половиной V в до н. э. (453—403). Однако, результаты ряда исследований, проведённых за последние 30 лет как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что трактат скорее всего был составлен реальным историческим лицом, полководцем Сунь Бинем, жившим в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380-325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств.

Современный канонический текст был сформирован на рубеже II—III в. н. э., базовым является его официальное издание XI в. со сводным комментарием 10 авторов II—XI вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов.

Концепции[править]

Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:

  • «пути» (единодушия народа и верхов),
  • «неба» (соответствия времени),
  • «земли» (соответствия месту),
  • «полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью — синь и гуманностью — жэнь),
  • «закона» (организованности и дисциплинированности).

Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчётов»:

  • наличия у правителя дао,
  • наличия у полководца способностей,
  • постижения особенностей неба и земли,
  • осуществимости законов и приказов,
  • силы войска,
  • обученности командиров и солдат,
  • ясности наград и наказаний.

В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем.

Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.

Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.

Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.

В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.

Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.

Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.

Переводы на другие языки[править]

Имеются современные переводы на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки.

На русский язык трактаты «Сунь-цзы» и «У-цзы» были переведены в сороковые годы XX века академиком Николаем Конрадом.

Ссылки[править]