Аккумулятор: различия между версиями

Материал из Общество Страйкбольных Команд Санкт-Петербурга
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
Аккумуляторные батареи
Аккумуляторные батареи


= Общепринятые сокращения =


== Ni-Cd и Ni-Mh ==
Наиболее широко применяемые в страйкболе типы аккумуляторов:
{| class="wikitable"
!Сокращение||Наименование
|-
|NiCd||Никель-кадмиевый аккумулятор
|-
|NiMH||Никель-металлогидридный аккумулятор
|-
|Li-ion||Литий-ионный аккумулятор
|-
|Li-pol (Li-polymer) ||Литий-полимерный аккумулятор
|-
|LiFe (LiFePO<sub>4</sub>) ||Литий-железофосфатный аккумулятор
|}
 
 
= NiCd и NiMH =
Доступные и сравнительно неприхотливые в эксплуатации никель кадмиевые и никель металлогидридные аккумуляторы.
Доступные и сравнительно неприхотливые в эксплуатации никель кадмиевые и никель металлогидридные аккумуляторы.


Строка 9: Строка 26:
[[Файл:NiMH-2.jpg|200px|thumb|NiMH аккумулятор для привода АК-серии, "колбаса"]]
[[Файл:NiMH-2.jpg|200px|thumb|NiMH аккумулятор для привода АК-серии, "колбаса"]]


== Заряд Ni-Cd и Ni-Mh аккумуляторов ==
== Заряд NiCd и NiMH аккумуляторов ==


Методика заряда и тех, и других практически идентична: аккумуляторы заряжаются постоянным током фиксированной величины. Окончание заряда определяется по достижению напряжения аккумуляторной батареи определенного значения. При зарядке постоянным током сразу после достижения пика напряжение начинается спад - это свойство используется автоматическими зарядниками для определения окончания заряда батареи. В зарубежной терминологии, такие зарядные устройства часто называются 'peak chargers'.  
Методика заряда и тех, и других практически идентична: аккумуляторы заряжаются постоянным током фиксированной величины. Окончание заряда определяется по достижению напряжения аккумуляторной батареи определенного значения. При зарядке постоянным током сразу после достижения пика напряжение начинается спад - это свойство используется автоматическими зарядниками для определения окончания заряда батареи. В зарубежной терминологии, такие зарядные устройства часто называются 'peak chargers'.  
Строка 34: Строка 51:
Силовые никель-металлогидридные аккумуляторы практически всегда имеют меньший максимальный ток, чем сравнимые по массе силовые никель-кадмиевые элементы, даже при меньшей емкости последних. Например, силовой кадмиевый аккумулятор типоразмера 23А емкостью 600 mAчас способен отдавать ток до 15 ампер, в то время, как силовой гидроидный, того же типоразмера но с емкостью 1000 mAчас, способен отдавать ток лишь 8-9 ампер.
Силовые никель-металлогидридные аккумуляторы практически всегда имеют меньший максимальный ток, чем сравнимые по массе силовые никель-кадмиевые элементы, даже при меньшей емкости последних. Например, силовой кадмиевый аккумулятор типоразмера 23А емкостью 600 mAчас способен отдавать ток до 15 ампер, в то время, как силовой гидроидный, того же типоразмера но с емкостью 1000 mAчас, способен отдавать ток лишь 8-9 ампер.


== Разряд Ni-Cd и Ni-Mh аккумулятора ==
== Разряд NiCd и NiMH аккумулятора ==


При падении напряжения до 1,2 вольта на элемент или ниже, никель кадмиевая Ni-Cd батарея является разряженной (т.е. под нагрузкой напряжение на элементе падает практически до нуля);  
При падении напряжения до 1,2 вольта на элемент или ниже, никель кадмиевая NiCd батарея является разряженной (т.е. под нагрузкой напряжение на элементе падает практически до нуля);  
Ni-Cd аккумуляторы необходимо разряжать после использования, чтобы избежать "эффекта памяти", сокращающий срок службы аккумулятора. Если каждый раз не полностью разряжать батарею, постепенно уменьшается его свойство держать заряд. Если Вы хотите полностью разрядить аккумуляторную батарею, нельзя разряжать меньше порогового значения 0,9 в на 1 элемент.
NiCd аккумуляторы необходимо разряжать после использования, чтобы избежать "эффекта памяти", сокращающий срок службы аккумулятора. Если каждый раз не полностью разряжать батарею, постепенно уменьшается его свойство держать заряд. Если Вы хотите полностью разрядить аккумуляторную батарею, нельзя разряжать меньше порогового значения 0,9 в на 1 элемент.


Для никель-металлогидридных батарей разряд наступает при падении напряжения ниже примерно 1,26 вольта. Нижний предел разряда Ni-Mh батареи, тоже 0,9 Вольта. Эта величина не зависит от емкости элемента или от его производителя при условии того, что элемент исправен. Именно это позволяет микропроцессорным зарядным устройствам точно определять окончание заряда вне зависимости от параметров подсоединенной батареи.
Для никель-металлогидридных батарей разряд наступает при падении напряжения ниже примерно 1,26 вольта. Нижний предел разряда NiMH батареи, тоже 0,9 Вольта. Эта величина не зависит от емкости элемента или от его производителя при условии того, что элемент исправен. Именно это позволяет микропроцессорным зарядным устройствам точно определять окончание заряда вне зависимости от параметров подсоединенной батареи.


Никель-кадмиевые аккумуляторы менее чувствительны к глубокому разряду. Допускается разряд никель кадмиевых батарей до 0,6 вольта на элемент, в то время, как никель металлогидридные нише 1,2В на элемент разряжать не стоит.
Никель-кадмиевые аккумуляторы менее чувствительны к глубокому разряду. Допускается разряд никель кадмиевых батарей до 0,6 вольта на элемент, в то время, как никель металлогидридные нише 1,2В на элемент разряжать не стоит.
Строка 48: Строка 65:




== Эксплуатация и особенности Ni-Cd и Ni-Mh аккумуляторов ==
== Эксплуатация и особенности NiCd и NiMH аккумуляторов ==


'''Эффект памяти'''
'''Эффект памяти'''
Строка 56: Строка 73:




'''Срок службы Ni-Cd и Ni-Mh аккумуляторов'''
'''Срок службы NiCd и NiMH аккумуляторов'''


Срок службы для Ni-Cd батарей составляет 2-3 года.
Срок службы для NiCd батарей составляет 2-3 года.
Срок службы Ni-Mh батарей составляет 2 года.  
Срок службы NiMh батарей составляет 2 года.  




'''Саморазряд Ni-Cd и Ni-Mh аккумуляторов'''  
'''Саморазряд NiCd и NiMH аккумуляторов'''  


По сравнению с кадмиевыми батареями, никель-металлогидридные характеризуются более сильным саморазрядом (теряют до 30% заряда за месяц).
По сравнению с кадмиевыми батареями, никель-металлогидридные характеризуются более сильным саморазрядом (теряют до 30% заряда за месяц).
Для Ni-Cd батарей ёмкость снижается ~ на 10% в первые 24 часа, затем снижается примерно на 10% каждые 30 дней.
Для NiCd батарей ёмкость снижается ~ на 10% в первые 24 часа, затем снижается примерно на 10% каждые 30 дней.
Скорость саморазряда Ni-MH батарей примерно в полтора раза выше, чем для Ni-Cd батарей.
Скорость саморазряда NiMH батарей примерно в полтора раза выше, чем для Ni-Cd батарей.
Для всех никелевых батарей, скорость саморазряда увеличивается при увеличении температуры.
Для всех никелевых батарей, скорость саморазряда увеличивается при увеличении температуры.




'''Температуры'''
'''Температуры'''
Никель-металлогидридные батареи обладают меньшей стойкостью к отрицательным температурам - ниже минус 5 лучше не эксплуатировать.
Никель-металлогидридные батареи обладают меньшей стойкостью к отрицательным температурам - ниже минус 5 лучше не эксплуатировать.
Никель-кадмиевые сносно чувствуют себя даже до минус 20 градусов.  
Никель-кадмиевые сносно чувствуют себя даже до минус 20 градусов.  
Строка 80: Строка 98:




'''Хранение Ni-Cd и Ni-Mh аккумуляторов'''
'''Хранение NiCd и NiMH аккумуляторов'''
   
   
Хранить батарею можно при любой степени заряда кроме полностью заряженной и полностью разряженной.  
Хранить батарею можно при любой степени заряда кроме полностью заряженной и полностью разряженной.  
Дело в том, что благодаря саморазряду, напряжение элементов будет понижаться, что может привести к чрезмерно глубокому разряду элементов и снижению их характеристик, поэтому желательно, чтобы во время хранения в батареи оставался какой-то заряд. Главное не допускать попадания в батарею влаги, и хранить при постоянной (предпочтительно комнатной) температуре, а так же исключить попадание прямого солнечного света и случайного замыкания контактов.  
Дело в том, что благодаря саморазряду, напряжение элементов будет понижаться, что может привести к чрезмерно глубокому разряду элементов и снижению их характеристик, поэтому желательно, чтобы во время хранения в батареи оставался какой-то заряд. Главное не допускать попадания в батарею влаги, и хранить при постоянной (предпочтительно комнатной) температуре, а так же исключить попадание прямого солнечного света и случайного замыкания контактов.  
Ni-Cd батареи могут храниться до 2 лет, а Ni-MH батареи могут храниться до 1 года, без значительной потери в емкости. Если вы планируете хранит батареи более 90 дней, рекомендуется заряжать батареи каждые 90 дней для поддержания максимальной емкости (из за саморазряда).
NiCd батареи могут храниться до 2 лет, а NiMH батареи могут храниться до 1 года, без значительной потери в емкости. Если вы планируете хранит батареи более 90 дней, рекомендуется заряжать батареи каждые 90 дней для поддержания максимальной емкости (из за саморазряда).
По окончанию хранения просто разряжаем батарею до конца, заряжаем и снова используем.
По окончанию хранения просто разряжаем батарею до конца, заряжаем и снова используем.




'''Особенности эксплуатации Ni-Cd и Ni-Mh аккумуляторов'''
'''Особенности эксплуатации NiCd и NiMH аккумуляторов'''
   
   
По мере эксплуатации элементов спаянных в батарею, возможна разбалансировка элементов. Разбалансировка возникает вследствие неоднородности характеристик элементов батареи, в частности - рассогласования их емкости. При заряде всей батареи от одного источник тока, во все элементы закачивается примерно одинаковая энергия. Но так как емкость одних элементов ниже, чем других - заряд первых происходит быстрее и итоговое напряжение на них оказывается выше допустимого значения. При этом заряд остальных элементов еще не закончен, и зарядное устройство продолжает вкачивать ток, так как контролирует лишь общее напряжение всей батареи, а оно еще не достигло расчетной величины. Перезаряд отдельных элементов приводит к их повреждению и еще более сильному падению емкости, которое усугубляет ситуацию, а при разряде - эти элементы разряжаются раньше других и зачастую ниже допустимого уровня, что так же негативно сказывается на их характеристиках.  
По мере эксплуатации элементов спаянных в батарею, возможна разбалансировка элементов. Разбалансировка возникает вследствие неоднородности характеристик элементов батареи, в частности - рассогласования их емкости. При заряде всей батареи от одного источник тока, во все элементы закачивается примерно одинаковая энергия. Но так как емкость одних элементов ниже, чем других - заряд первых происходит быстрее и итоговое напряжение на них оказывается выше допустимого значения. При этом заряд остальных элементов еще не закончен, и зарядное устройство продолжает вкачивать ток, так как контролирует лишь общее напряжение всей батареи, а оно еще не достигло расчетной величины. Перезаряд отдельных элементов приводит к их повреждению и еще более сильному падению емкости, которое усугубляет ситуацию, а при разряде - эти элементы разряжаются раньше других и зачастую ниже допустимого уровня, что так же негативно сказывается на их характеристиках.  


Для предотвращения разбалансировки следует,  
Для предотвращения разбалансировки следует,  
во-первых - использовать качественные элементы известных марок,  
во-первых, использовать качественные элементы известных марок,  
во-вторых - стараться использовать батареи с малым количеством последовательно соединенных элементов, либо по возможности заряжать каждый элемент в батарее отдельно.  
во-вторых, стараться использовать батареи с малым количеством последовательно соединенных элементов, либо по возможности заряжать каждый элемент в батарее отдельно.  
Существуют так же устройства для балансировки. Они активно применяются при эксплуатации литиевых аккумуляторных батарей, где последствия неправильной эксплуатации имеют гораздо более опасный характер. Но применение аналогичных устройств возможно и для никель-кадмиевых/металлогидридных батарей. Устройство для балансировки подсоединяется своими выводами к выводам каждого отдельного элемента батареи во время зарядки от одного общего зарядника, и при достижении напряжения элемента максимально допустимого значения балансировочное устройство шунтирует избыточный зарядный ток. Это позволяет заряжать все элементы в батарее до одного уровня, вне зависимости от рассогласования их емкости. Срок службы батареи при этом возрастает.  
Существуют так же устройства для балансировки. Они активно применяются при эксплуатации литиевых аккумуляторных батарей, где последствия неправильной эксплуатации имеют гораздо более опасный характер. Но применение аналогичных устройств возможно и для никель-кадмиевых/металлогидридных батарей. Устройство для балансировки подсоединяется своими выводами к выводам каждого отдельного элемента батареи во время зарядки от одного общего зарядника, и при достижении напряжения элемента максимально допустимого значения балансировочное устройство шунтирует избыточный зарядный ток. Это позволяет заряжать все элементы в батарее до одного уровня, вне зависимости от рассогласования их емкости. Срок службы батареи при этом возрастает.  


К никель-металлогидридным аккумуляторам любых производителей стоит относиться с опаской: если точно не знаете данных по их внутреннему сопротивлению, не стоит покупаться на более высокую емкость - элементы скорей всего окажутся 'бытовыми' - способными отдавать ток лишь 3С. К примеру, бытовой гидроидный аккумулятор формата АА емкостью 2500 mAчас будет отдавать ток не более 7,5ампер - этого по уши достаточно для цифрового фотоаппарата или фонарика с галогенной лампой, но ни в радиоуправляемую модель, ни в [[Привод|электрический автомат]] такой совать не стоит!
К никель-металлогидридным аккумуляторам любых производителей стоит относиться с опаской: если точно не знаете данных по их внутреннему сопротивлению, не стоит покупаться на более высокую емкость - элементы скорей всего окажутся 'бытовыми' - способными отдавать ток лишь 3С. К примеру, бытовой гидроидный аккумулятор формата АА емкостью 2500 mAчас будет отдавать ток не более 7,5ампер - этого по уши достаточно для цифрового фотоаппарата или фонарика с галогенной лампой, но ни в радиоуправляемую модель, ни в [[Привод|электрический автомат]] такой совать не стоит!


== Li-ion, Li-pol (Li-polymer) и LiFePO4, аккумуляторы ==
= Li-ion, Li-pol, LiFePO<sub>4</sub> =


[[Файл:Li-Po.jpg|200px|thumb|Li-Po Аккумулятор]]
[[Файл:Li-Po.jpg|200px|thumb|Li-Po Аккумулятор]]
Строка 105: Строка 123:
[[Файл:А123.jpg|200px|thumb|А123 M1]]  
[[Файл:А123.jpg|200px|thumb|А123 M1]]  
[[Файл:А123-2.jpg|200px|thumb|А123 MS1]]
[[Файл:А123-2.jpg|200px|thumb|А123 MS1]]


Li-ion батареи вдвое превосходят NiMH аналоги по емкости и почти в три раза – по удельной мощности. Плотность энергии Li-ion втрое выше, чем у NiMH. Li-ion выдерживает очень высокие токи разряда, которые NiMH батареи не способны держать даже теоретически.
Li-ion батареи вдвое превосходят NiMH аналоги по емкости и почти в три раза – по удельной мощности. Плотность энергии Li-ion втрое выше, чем у NiMH. Li-ion выдерживает очень высокие токи разряда, которые NiMH батареи не способны держать даже теоретически.
Строка 112: Строка 129:
- Они дороги,  
- Они дороги,  
- Требуют сложной многоуровневой электронной системы управления из-за склонности к необратимой деградации при слишком глубоком разряде  
- Требуют сложной многоуровневой электронной системы управления из-за склонности к необратимой деградации при слишком глубоком разряде  
- Склонны к самовозгоранию или взрыву при высоких нагрузках и механических повреждениях. Этим они обязаны основному электродному материалу – кобальтату лития (LiCoO2). Этого недостатка лишены другие батареи этой группы - LiFePO4.
- Склонны к самовозгоранию или взрыву при высоких нагрузках и механических повреждениях. Этим они обязаны основному электродному материалу – кобальтату лития (LiCoO<sub>2</sub>). Этого недостатка лишены другие батареи этой группы - LiFePO<sub>4</sub>.


LiFePO4, Ли-Фе, или литий-фосфатные, силовые аккумуляторы за счёт улучшенной технологии достигли уровня практического применения в устройствах с большим токопотреблением. В отличие от Li-Po, Ли-Фе прочные и безопасные.
LiFePO<sub>4</sub>, LiFe или литий-фосфатные, силовые аккумуляторы за счёт улучшенной технологии достигли уровня практического применения в устройствах с большим токопотреблением. В отличие от Li-pol, LiFe прочнее и безопаснее.


Li-pol применяются для техники не требующей высокой токоотдачи.
Li-pol применяются для техники не требующей высокой токоотдачи.


== Заряд Ли-Фе аккумуляторов. ==  
== Заряд LiFe аккумуляторов. ==  


Ли-Фе (А123 элементы)
LiFe (А123 элементы)
Обычная зарядка - Ток 1,5А, до напряжения 3,6 В - 45 минут
Обычная зарядка - Ток 1,5А, до напряжения 3,6 В - 45 минут
Быстрая зарядка – Ток 5 А, до напряжения 3,6 В – 15 минут
Быстрая зарядка – Ток 5 А, до напряжения 3,6 В – 15 минут
Ли-Фе требуют специального зарядного устройства и не совместимы с LiPo зарядниками
Ли-Фе требуют специального зарядного устройства и не совместимы с зарядниками для Li-pol


Ток максимальный  
Ток максимальный  
Строка 131: Строка 148:




== Разряд Ли-Фе аккумуляторов ==
== Разряд LiFe аккумуляторов ==


Не ниже 2 вольт на одну банку
Не ниже 2 вольт на одну банку


 
== Эксплуатация и особенности LiFe аккумуляторов ==
== Эксплуатация и особенности Ли-Фе аккумуляторов ==
   
   
'''Срок службы'''
'''Срок службы'''
Строка 144: Строка 160:




'''Эффект памяти Ли-Фе аккумуляторов'''
'''Эффект памяти LiFe аккумуляторов'''


Отсутствует
Отсутствует




'''Саморазряд Ли-Фе аккумуляторов'''
'''Саморазряд LiFe аккумуляторов'''


У Li-ion этот показатель равен 2–5% в год.
У Li-ion этот показатель равен 2–5% в год.
Строка 160: Строка 176:




'''Раскачка Ли-Фе батареи'''
'''Раскачка LiFe батареи'''


Не требуется
Не требуется




'''Хранение Ли-Фе аккумуляторов'''
'''Хранение LiFe аккумуляторов'''


Оптимальные условия хранения Li-ion-аккумуляторов достигаются при 40%-ом заряде от ёмкости аккумулятора.
Оптимальные условия хранения Li-ion-аккумуляторов достигаются при 40%-ом заряде от ёмкости аккумулятора.
Строка 185: Строка 201:
Емкость 2300 мА/ч
Емкость 2300 мА/ч


----
[http://ru.wikipedia.org/wiki/Аккумулятор wiki:Аккумулятор]


[http://www.airsoftgun.ru/phpBB/viewtopic.p...849&start=0 АирсофтГан]
[http://www.airsoftgun.ru/phpBB/viewtopic.p...849&start=0 АирсофтГан]

Текущая версия на 22:19, 15 ноября 2011

Аккумуляторные батареи

Общепринятые сокращения[править]

Наиболее широко применяемые в страйкболе типы аккумуляторов:

Сокращение Наименование
NiCd Никель-кадмиевый аккумулятор
NiMH Никель-металлогидридный аккумулятор
Li-ion Литий-ионный аккумулятор
Li-pol (Li-polymer) Литий-полимерный аккумулятор
LiFe (LiFePO4) Литий-железофосфатный аккумулятор


NiCd и NiMH[править]

Доступные и сравнительно неприхотливые в эксплуатации никель кадмиевые и никель металлогидридные аккумуляторы.

NiCd аккумулятор для привода М-серии
NiMH.jpg аккумулятор
NiMH аккумулятор для привода АК-серии, "колбаса"

Заряд NiCd и NiMH аккумуляторов[править]

Методика заряда и тех, и других практически идентична: аккумуляторы заряжаются постоянным током фиксированной величины. Окончание заряда определяется по достижению напряжения аккумуляторной батареи определенного значения. При зарядке постоянным током сразу после достижения пика напряжение начинается спад - это свойство используется автоматическими зарядниками для определения окончания заряда батареи. В зарубежной терминологии, такие зарядные устройства часто называются 'peak chargers'.

Для вычисления времени зарядки необходимо использовать следующую формулу:

Время зарядки = (Емкость батарей, мАч + 10%) / Сила тока ЗУ, мА

Низкая химическая эффективность, в особенности у кадмиевых аккумуляторов, превращает часть подводимой энергии в тепло, и время заряда током 0,1С составляет не 10, как было бы в теории, а примерно 14 часов. Косвенным признаком окончания заряда батареи является ее усиленный нагрев - и если у вас нет возможности постоянно контролировать напряжение, (напряжение исправного полностью заряженного никель кадмиевого или никель металлогидридного аккумулятора составляет 1,35..1,36 вольта), а зарядное устройство не имеет функции автоматического отключения - отключать батарею следуют при начале ее заметного нагрева.

Ток заряда батареи = 0,1*С (емкость батареи)

Силовые аккумуляторные батареи допускают их ускоренный заряд током большой величины. В режиме быстрого заряда значение зарядного тока достигает величин, сравнимых или превышающих значение емкости аккумулятора. Для большинства силовых никель кадмиевых аккумуляторов, максимальная величина зарядного тока достигает 4-5С, что позволяет полностью зарядить батарею за примерно 15 минут, для никель металлогидридных (так же силовых) значение максимально допустимого зарядного тока достигает 1,5С (заряд за 40 минут). Точно определить максимально допустимый зарядный ток для конкретного аккумулятора можно по факту его нагрева - если аккумулятор при заряде начинает нагреваться, то зарядный ток превысил допустимую величину. Нагрев свидетельствует о повышении внутреннего сопротивления - следствие того, что не вся подводимая электроэнергия успевает преобразоваться в химическую и переходит в тепло. При нормальном заряде, нагрев аккумулятора наблюдается лишь на заключительной стадии заряда - когда в батарею закачано более 90% емкости.

Превышение зарядного тока сверх допустимой величины снижает срок службы аккумулятора и не позволяет зарядить его на 100%. К примеру, никель-металлогидридный аккумулятор при заряде током в 2С набирает лишь 80% от номинальной емкости и в процессе заряда ощутимо нагревается. В процессе эксплуатации допускается нагрев аккумуляторов до 70 градусов Цельсия. При нагреве аккумулятора свыше 70-80 градусов Цельсия внутри аккумулятора резко повышается газообразование, приводящее к возникновению избыточного давления. Современные силовые аккумуляторы имеют в своей конструкции предохранительные клапаны для сброса такого избыточного давления, однако, это не исключает возможность взрыва элемента и уж в любом случае приведет к его выходу из строя!

Заряд малым током позволяет зарядить аккумулятор более полно в отличие от заряда большим током. Некоторые производители настоятельно рекомендуют заряжать аккумуляторы лишь малым током и с применением качественных зарядных устройств, мотивируя это повышением срока службы элементов. Однако, для силовых аккумуляторов эта разница практически незаметна, даже может наблюдаться негативный эффект, когда после зарядки слабым током аккумулятор 'неохотно' отдает большой. Таким образом, быстрый заряд силовых аккумуляторов часто является для них более предпочтительным.

Чтобы определить максимально допустимый ток конкретного элемента, необходимо разделить 0,2 вольта (допустимое падение напряжения под нагрузкой) на величину внутреннего сопротивления элемента в Омах (указывается производителем в даташите, который берется на официальном сайте).

Ток максимальный = 0,2 Вольта / R (внутреннее сопротивление)

Силовые никель-металлогидридные аккумуляторы практически всегда имеют меньший максимальный ток, чем сравнимые по массе силовые никель-кадмиевые элементы, даже при меньшей емкости последних. Например, силовой кадмиевый аккумулятор типоразмера 23А емкостью 600 mAчас способен отдавать ток до 15 ампер, в то время, как силовой гидроидный, того же типоразмера но с емкостью 1000 mAчас, способен отдавать ток лишь 8-9 ампер.

Разряд NiCd и NiMH аккумулятора[править]

При падении напряжения до 1,2 вольта на элемент или ниже, никель кадмиевая NiCd батарея является разряженной (т.е. под нагрузкой напряжение на элементе падает практически до нуля); NiCd аккумуляторы необходимо разряжать после использования, чтобы избежать "эффекта памяти", сокращающий срок службы аккумулятора. Если каждый раз не полностью разряжать батарею, постепенно уменьшается его свойство держать заряд. Если Вы хотите полностью разрядить аккумуляторную батарею, нельзя разряжать меньше порогового значения 0,9 в на 1 элемент.

Для никель-металлогидридных батарей разряд наступает при падении напряжения ниже примерно 1,26 вольта. Нижний предел разряда NiMH батареи, тоже 0,9 Вольта. Эта величина не зависит от емкости элемента или от его производителя при условии того, что элемент исправен. Именно это позволяет микропроцессорным зарядным устройствам точно определять окончание заряда вне зависимости от параметров подсоединенной батареи.

Никель-кадмиевые аккумуляторы менее чувствительны к глубокому разряду. Допускается разряд никель кадмиевых батарей до 0,6 вольта на элемент, в то время, как никель металлогидридные нише 1,2В на элемент разряжать не стоит.

Когда напряжение никелевых батарей падает ниже 0,9 В на элемент, обычное электронное зарядное устройство не сможет активировать батарею и успешно завершить заряд. Такие батареи нужно зарядить до напряжения 0,9 В/элемент током 100-150 mA, затем зарядить до полной емкости током 300 mA (для балансировки элементов).

Паспортное число циклов «заряд-разряд» для никель-кадмиевых элементов составляет 1000, для никель-металлогидридных – 500.


Эксплуатация и особенности NiCd и NiMH аккумуляторов[править]

Эффект памяти

Никель-кадмиевые аккумуляторы имеют выраженный эффект памяти. Это означает, что перед зарядом никель-кадмиевого аккумулятора его необходимо полностью разрядить. Никель-металлогидридные аккумуляторы имеют меньший эффект памяти, и их допускается, при необходимости, дозаряжать.


Срок службы NiCd и NiMH аккумуляторов

Срок службы для NiCd батарей составляет 2-3 года. Срок службы NiMh батарей составляет 2 года.


Саморазряд NiCd и NiMH аккумуляторов

По сравнению с кадмиевыми батареями, никель-металлогидридные характеризуются более сильным саморазрядом (теряют до 30% заряда за месяц). Для NiCd батарей ёмкость снижается ~ на 10% в первые 24 часа, затем снижается примерно на 10% каждые 30 дней. Скорость саморазряда NiMH батарей примерно в полтора раза выше, чем для Ni-Cd батарей. Для всех никелевых батарей, скорость саморазряда увеличивается при увеличении температуры.


Температуры

Никель-металлогидридные батареи обладают меньшей стойкостью к отрицательным температурам - ниже минус 5 лучше не эксплуатировать. Никель-кадмиевые сносно чувствуют себя даже до минус 20 градусов.


Раскачка батареи

Новая аккумуляторная никелевая батарея не сразу способна отдавать максимальный ток - требуется т.н. 'раскачка' батареи. Раскачка происходит примерно за 3..5 циклов заряд-разряд. При этом, с физической точки зрения, состояние аккумуляторов характеризуется падением внутреннего сопротивления и некоторым увеличением емкости, что позволяет им в дальнейшем отдавать нужный ток. После прохождения фазы раскачки, при соблюдении правил эксплуатации, характеристики аккумуляторов остаются практически неизменными на протяжении длительного периода.


Хранение NiCd и NiMH аккумуляторов

Хранить батарею можно при любой степени заряда кроме полностью заряженной и полностью разряженной. Дело в том, что благодаря саморазряду, напряжение элементов будет понижаться, что может привести к чрезмерно глубокому разряду элементов и снижению их характеристик, поэтому желательно, чтобы во время хранения в батареи оставался какой-то заряд. Главное не допускать попадания в батарею влаги, и хранить при постоянной (предпочтительно комнатной) температуре, а так же исключить попадание прямого солнечного света и случайного замыкания контактов. NiCd батареи могут храниться до 2 лет, а NiMH батареи могут храниться до 1 года, без значительной потери в емкости. Если вы планируете хранит батареи более 90 дней, рекомендуется заряжать батареи каждые 90 дней для поддержания максимальной емкости (из за саморазряда). По окончанию хранения просто разряжаем батарею до конца, заряжаем и снова используем.


Особенности эксплуатации NiCd и NiMH аккумуляторов

По мере эксплуатации элементов спаянных в батарею, возможна разбалансировка элементов. Разбалансировка возникает вследствие неоднородности характеристик элементов батареи, в частности - рассогласования их емкости. При заряде всей батареи от одного источник тока, во все элементы закачивается примерно одинаковая энергия. Но так как емкость одних элементов ниже, чем других - заряд первых происходит быстрее и итоговое напряжение на них оказывается выше допустимого значения. При этом заряд остальных элементов еще не закончен, и зарядное устройство продолжает вкачивать ток, так как контролирует лишь общее напряжение всей батареи, а оно еще не достигло расчетной величины. Перезаряд отдельных элементов приводит к их повреждению и еще более сильному падению емкости, которое усугубляет ситуацию, а при разряде - эти элементы разряжаются раньше других и зачастую ниже допустимого уровня, что так же негативно сказывается на их характеристиках.

Для предотвращения разбалансировки следует, во-первых, использовать качественные элементы известных марок, во-вторых, стараться использовать батареи с малым количеством последовательно соединенных элементов, либо по возможности заряжать каждый элемент в батарее отдельно. Существуют так же устройства для балансировки. Они активно применяются при эксплуатации литиевых аккумуляторных батарей, где последствия неправильной эксплуатации имеют гораздо более опасный характер. Но применение аналогичных устройств возможно и для никель-кадмиевых/металлогидридных батарей. Устройство для балансировки подсоединяется своими выводами к выводам каждого отдельного элемента батареи во время зарядки от одного общего зарядника, и при достижении напряжения элемента максимально допустимого значения балансировочное устройство шунтирует избыточный зарядный ток. Это позволяет заряжать все элементы в батарее до одного уровня, вне зависимости от рассогласования их емкости. Срок службы батареи при этом возрастает.

К никель-металлогидридным аккумуляторам любых производителей стоит относиться с опаской: если точно не знаете данных по их внутреннему сопротивлению, не стоит покупаться на более высокую емкость - элементы скорей всего окажутся 'бытовыми' - способными отдавать ток лишь 3С. К примеру, бытовой гидроидный аккумулятор формата АА емкостью 2500 mAчас будет отдавать ток не более 7,5ампер - этого по уши достаточно для цифрового фотоаппарата или фонарика с галогенной лампой, но ни в радиоуправляемую модель, ни в электрический автомат такой совать не стоит!

Li-ion, Li-pol, LiFePO4[править]

Li-Po Аккумулятор
Li-Po Аккумулятор
А123 M1
А123 MS1

Li-ion батареи вдвое превосходят NiMH аналоги по емкости и почти в три раза – по удельной мощности. Плотность энергии Li-ion втрое выше, чем у NiMH. Li-ion выдерживает очень высокие токи разряда, которые NiMH батареи не способны держать даже теоретически.

У Li-ion батарей есть свои недостатки. - Они дороги, - Требуют сложной многоуровневой электронной системы управления из-за склонности к необратимой деградации при слишком глубоком разряде - Склонны к самовозгоранию или взрыву при высоких нагрузках и механических повреждениях. Этим они обязаны основному электродному материалу – кобальтату лития (LiCoO2). Этого недостатка лишены другие батареи этой группы - LiFePO4.

LiFePO4, LiFe или литий-фосфатные, силовые аккумуляторы за счёт улучшенной технологии достигли уровня практического применения в устройствах с большим токопотреблением. В отличие от Li-pol, LiFe прочнее и безопаснее.

Li-pol применяются для техники не требующей высокой токоотдачи.

Заряд LiFe аккумуляторов.[править]

LiFe (А123 элементы) Обычная зарядка - Ток 1,5А, до напряжения 3,6 В - 45 минут Быстрая зарядка – Ток 5 А, до напряжения 3,6 В – 15 минут Ли-Фе требуют специального зарядного устройства и не совместимы с зарядниками для Li-pol

Ток максимальный

Продолжительный ток разряда - 30 А (70 А для M1) Кратковременный ток разряда (10 сек) - 55 А (120 А для M1)


Разряд LiFe аккумуляторов[править]

Не ниже 2 вольт на одну банку

Эксплуатация и особенности LiFe аккумуляторов[править]

Срок службы

Литиевые аккумуляторы стареют, даже если не используются. 1000 циклов заряд-разряд или 6 лет


Эффект памяти LiFe аккумуляторов

Отсутствует


Саморазряд LiFe аккумуляторов

У Li-ion этот показатель равен 2–5% в год. Ли-Фе – 3 % в три (?) года


Рабочие температуры

-30 до +60 градусов по Цельсию


Раскачка LiFe батареи

Не требуется


Хранение LiFe аккумуляторов

Оптимальные условия хранения Li-ion-аккумуляторов достигаются при 40%-ом заряде от ёмкости аккумулятора.

Характеристики 123-тих элементов[править]

Напряжение банки 3,3 В.

Тип: MS1 диаметр - 19 мм, высота 65 мм 39 гр Емкость 1100 мА/ч

Тип: M1 диаметр 25,85 мм, высота 65,15 мм 70 гр Емкость 2300 мА/ч



wiki:Аккумулятор

АирсофтГан

Поверлабс

ГПДБ Рубеж